Стимпанк-паб «Балаган» стал одним из победителей окружного конкурса среди предприятий общественного питания и получил товарный знак «Лучшее на Ямале». Наш корреспондент узнал у хозяев заведения, что вдохновило их на открытие в Ноябрьске кафе с нестандартным интерьером, требующим максимального воплощения творческих идей.
Вообще, стимпанк, или паропанк, — термин, образованный от английских слов steam (пар) и punk (протест, конфликт). Стиль нельзя назвать обыденным, это ретро. Дизайнеры его называют будущим из прошлого, созданным в результате удивительного смешения элементов викторианского стиля и необычных механизмов, возникших в фантазиях людей ХХ века.
И вправду, попадая в «Балаган», как будто оказываешься в жилище ученого-изобретателя из прошлого века, где тебя окружают железо, латунь, кожа и дерево. Интерьер цвета меди и ржавчины подчеркивает промышленный характер дизайна и делает его эффектным. Здесь нет дорогостоящей люксовой мебели и современной техники, не считая оборудования кухни.
Наверняка того, кто рискнет заморочиться с таким убранством, ждет невероятный успех. Именно к этому стремились наши герои — Наталья и Виталий Кузьминовы, приобретая здание на окраине Ноябрьска. Ими двигало огромное желание сотворить здесь нечто невообразимое, что обязательно оценят и полюбят жители города.
К слову, раньше здесь был детский сад. В нулевых годах его признали аварийным и закрыли. Теперь благодаря авторам проекта это полностью «отформатированный» объект. Основной семейный бизнес владельцев заведения — логистическая компания. Ресторанное дело — просто хобби. Правда, удовольствие это дорогое, признается Виталий.
— На ремонт ушло больше года. Помогали дети — два сына и дочка с зятем. Планировали закончить работы в августе 2015-го, но сроки постоянно сдвигались. В итоге открылись 22 февраля 2016-го. Пришлось разбирать все до основания, не трогали только стены, которые облагородили кирпичом и панелями, потолочные балки укрепили колоннами. Внутренней планировкой с помощью специальной программы занималась супруга. Моей задачей было расставить мебель, поделить помещение на зоны и сделать его стилизованным. Сейчас много идей можно взять в Интернете. Мне понравился стиль стимпанк. Стал разбираться, что это такое, появилось много задумок. Еще мы часто путешествуем, и кое-что из увиденного воплотили в интерьере кафе, — говорит Виталий.
— Возникло желание сделать заведение шумным, веселым. Вначале в центре зала думали соорудить сцену для выступления артистов, игры на саксофоне. Поэтому и название «Балаган» родилось сразу: раньше так называли жанр демократичного ярмарочного спектакля. Но потом концепцию изменили. У нас не танцуют, нет живой музыки, для этого есть другие рестораны, — добавляет Наталья.
Вдохновители проекта «Балаган» не приглашали дизайнеров, интерьер придумали сами. Друзья и знакомые принесли много старинных вещей, залежавшихся на чердаке: гитары, очки, шлемы, шляпы. Пригодились и старые диваны, гармонично влившиеся в обстановку бара.
Картины сделаны владельцем заведения собственноручно. Раритетные швейные машинки немецкого производства «Зингер» Виталий выписывал по Интернету, к металлическим основаниям приделал новые деревянные столешницы и выкрасил, а в «рукава» вмонтировал лампочки — получилось интересно. Некоторые предметы из железа хозяин просто скомбинировал, в ход пошли даже стальные трубы. Крышка от кастрюли, колеса от велосипеда и кое-какие металлические детали, приваренные друг к другу, создали неповторимый интерьер — вышло нечто авторское. В помещении также полно искусственно состаренных предметов.
Над барной стойкой разместились необычные светильники — барабаны от современных стиральных машин, затонированные в коричневый цвет. Зал украшают позолоченные трубы, их более сорока. Раньше на них играли музыканты тюменского духового оркестра.
— Задумываясь об очередной вещи для декора, муж вынашивает идею не один день. Из обычного предмета в конечном итоге получается шедевр. Во все, за что мы беремся, вкладываем душу. В этом мы с супругом схожи. Порой и мыслим одинаково. Бывает, настолько увлечешься новым проектом, что не замечаешь, как пролетело время. На часах уже полночь, а ты полон сил: еще работал бы и работал, — отмечает моя собеседница.
Кузьминовы переехали из Киргизии в 1993 году. В то время люди вынуждены были покидать бывшие союзные республики. На малую родину тянет обоих супругов, хотя там уже нет близких. Когда выпадает возможность, ездят в Киргизию вместе с детьми. «Надо же показать им, где мы родились, — говорят владельцы стимпанк-паба. — Там очень красивая природа: кругом горы».В семье существует строгое табу: работу с домом не смешивать.
— Мы считаем так: дом для дома, работа для работы. Все вопросы оставляем за порогом, если они не срочные, — говорит Наталья.
В бизнесе Наталья и Виталий давно, привыкли доверять друг другу. В семейном деле это важно. Вот только не любят они публичности, а поучаствовать в окружном конкурсе среди предприятий общественного питания решили по приглашению его организаторов. По мнению хозяев заведения, лучшая оценка — наличие посетителей в зале. Так почему бы не побороться за звание лучшего заведения ресторанного бизнеса? Кухня здесь отменная, цены приемлемые, действует система скидок, народ бар полюбил. Хотите шума — пожалуйста: вечерами по пятницам и субботам свободных столиков практически нет. А когда транслируются футбольные матчи, в зале вообще яблоку негде упасть.
Что касается коллектива, то в сотрудниках Наталья ценит честность и порядочность. Подбором персонала для зала занимается старший администратор, а для кухни — заведующая производством. Это главные доверенные лица владелицы кафе. У предприятия есть свой кодекс. Но проверку подчиненных начальница устраивает сама.
— Вначале официанты обслуживают меня. Администратор им говорит: «Будете тренироваться, пока пятерку не получите». Если у меня есть какие-то замечания, стараюсь максимально корректно о них сказать. Официант — лицо предприятия. Я прекрасно понимаю, что сегодня не каждый готов работать в сфере обслуживания. В больших городах студенты выручают. У нас с этим сложнее, — объясняет Наталья.
Сотрудникам нередко приходится выходить из нетипичных ситуаций, ведь гости бывают разные. За умение достойно решить проблему хозяйка очень благодарна своему коллективу.
— У нас так заведено: все друг друга выручают и готовы в любой момент подменить. Потому что мы — команда, — говорит она. — На руководящие должности людей с улицы не берем, наши работники самостоятельно поднимаются по карьерной лестнице. Все администраторы выросли из официантов. Финансовый директор двух предприятий — бывший бухгалтер. Мы как мушкетеры: один за всех и все за одного. У нас главных нет. Каждый выполняет свою функцию. Это как часы: убери какой-нибудь механизм, они сломаются. Так и у нас.