Практическая работа: загадки нефти

Ученики седьмой школы побывали на экскурсии в химической лаборатории.
Химия - предмет сложный и специфический: если ребенку с первых уроков не понравится мир формул, элементов и соединений, разобраться в валентностях, молях и цепочках углеводородов ему не грозит.
Помню, как наш класс на уроках химии делился на два лагеря: большая часть тихо сидела, спрятавшись за учебниками, в надежде быть не замеченными учителем, и лишь несколько человек за первыми партами тянули руки, решали задачи и тихонько передавали выполненные варианты контрольных «тонущим» товарищам. Твердая тройка считалась вполне приличной оценкой, четверка - свидетельством дарования, пятерка - вообще намеком на гениальность.
В седьмой школе ребят, решивших связать будущую профессию с химией и биологией, собрали в профильный класс. «Звездочки» сразу попали в поле зрения специалистов ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», и немудрено: через несколько лет из них могут вырасти грамотные специалисты, востребованные на предприятии. Несколько месяцев назад десятиклассников уже возили в химическую лабораторию компании, которая находится на промзоне, в конце марта учащихся познакомили с работой лаборатории центрального пункта сбора и перекачки нефти Вынгапуровского нефтяного месторождения. Экскурсию провела инженер-химик Надежда Мельник.
В первую очередь она повела юношей и девушек в лаборатории, где оценивают состав и качество товарной нефти. Чтобы отправить черное золото в трубопровод, технологи должны знать вязкость продукта. Определяют ее с помощью пробирки замысловатой формы – вискозиметра. Его помещают в термостат и замеряют скорость, с которой жидкость стекает по тонкой трубочке.
На соседнем стенде в колбе кипит смесь нефти с растворителем. Испарения улавливаются и конденсируются в специальном сосуде. Так лаборанты определяют количество воды в продукте.
На первом этаже специалисты работают с сырой нефтью, ее привозят на анализ прямо из скважин. В каждой свой химический состав, причем со временем он меняется. Лаборант показал ученикам, как определить количество того или иного вещества в растворе с помощью метода титрования. В колбы по капле добавляют реагент и аккуратно его перемешивают. Как только жидкость поменяет цвет, анализ прекращают. По количеству затраченного на титрование раствора рассчитывают результаты анализа.
- Этот метод анализа мне знаком, мы его изучали в школе и применяли на городской олимпиаде. Здесь много интересных приборов, было любопытно посмотреть, как работают химики-лаборанты, – говорит ученица седьмой школы Алина Петришена.
В том числе и с помощью титрования в соседних кабинетах определяют состав воды, которую закачивают в недра, а также контролируют степень загрязненности водоемов, находящихся на месторождениях. Пробы из озер и рек в теплое время года берут регулярно, чтобы не нарушить строгие экологические нормы.
Во время экскурсии школьники обратили внимание, что в лаборатории исключительно женский коллектив. Начальник управления метрологии, автоматизации связи и информационных технологий ОАО «Газпромнефть-ННГ» отметил, что парней здесь тоже с удовольствием трудоустроят, было бы образование и желание трудиться.
- Выпускники последнее время стали интересоваться техническими специальностями, это радует, потому что, например, химиков с высшим образованием у нас не хватает. Будем рады взять этих ребят на работу, когда они окончат вузы, - говорит Олег Храмов.
ФОТО ВЯЧЕСЛАВА ОВЧИННИКОВА

 
По теме
ПЕРВОКУРСНИКИ НАДЫМСКОГО КОЛЛЕДЖА ПОСЕТИЛИ ЯМАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И МЕДПРОФИЛАКТИКИ - Центр медицинской профилактики Говорили о важнейшей роли профилактики в сохранении общественного здоровья, региональных профилактических проектах, выездной работе нашего центра.
Центр медицинской профилактики
В Тазовском всю эту неделю находится участник большого окружного проекта «Герои Ямала» - Студия Факт Это бывший руководитель совхоза Роман Ежов. В программе десятки встреч, мероприятий, экскурсий, посещение стойбища оленеводов, много общения и еще больше воспоминаний о том,
Студия Факт