Дом, постройки трехлетней давности трещит по швам?
Новый 8-й микрорайон стал, по сути, визитной карточкой Ноябрьска. В Интернете можно найти тысячи фотографий ярко раскрашенных девятиэтажек, благоустроенных дворов с детскими площадками. Горожане с гордостью показывают этот комплекс своим гостям, и для этого у них есть основание: внешне микрорайон впечатляющий. Но мы знаем, что в красивой обертке не обязательно будет симпатичное содержимое.
Радужная перспектива
Дома в восьмом микрорайоне строили целенаправленно для реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Их сдачи с нетерпением ждали тысячи семей, ютившихся в коттеджах и деревянных двухэтажках постройки времен комсомольской юности покорителей Севера. И вот в конце марта 2014 года первым новоселам вручили ключи от пахнущих отделочными материалами квартир. Все проходило торжественно, в присутствии первых лиц города и руководителей строительной компании. Люди въехали в дом и, несомненно, радовались крепкой крыше над головой. В подъездах просторные лифты, у входов комнаты для консьержей, квартиры отделаны вполне прилично, окна и балконы закрыты пластиковыми стеклопакетами. В подвале сложная система подачи теплоносителя и воды, в жилых помещениях счетчики. Даже Интернет и цифровое телевидение в наличии. Живи и радуйся! Но счастье долгим не бывает, вскоре новоселы почувствовали это на себе. Узлы учета стали барахлить, крыша протекать, счета за коммунальные услуги удивлять. В адрес застройщика и управляющей компании посыпались жалобы.
Холодный душ
Сейчас люди, недовольные чем-либо, зачастую находят себе отдушину в социальных сетях. Конечно, информацию, размещенную в них, надо хорошенько просеивать, но о доме 106 столько сказано, что сомневаться в обоснованности жалоб сложно. Да и другие источники подтверждают, что ситуация в новостройке не совсем благополучная. К примеру, на сайте «Домовой совет» есть история о том, как некий гражданин К. добивается того, чтобы над его квартирой отремонтировали кровлю: протекает она в дождливую погоду. Как говорится в материале, он обращался в управляющую компанию и уже три месяца безуспешно ждет от нее действий. Сходил и в Центр защиты прав граждан, где ему посоветовали обратиться заодно в жилищную инспекцию. Правда, в самом центре нам эту информацию не подтвердили.
А вот что говорит Гоча Казиев, директор управляющей компании «Северянка», в ведении которой находится 106-й дом:
- Имя этого человека настолько редкое, что я бы обязательно запомнил заявление от него. На такие обращения я стараюсь реагировать, лично встречаясь с людьми. Но сама проблема существует. И мы ведем интенсивную работу с фирмой-застройщиком. Есть договоренность, что такие недоделки и брак будут устраняться в рамках гарантийных обязательств. По поводу жалоб на качество строительства создавались комиссии, они составляли акты, под которыми стоят подписи представителей собственников, управляющей компании, архитектурного надзора, городской администрации, заказчика и застройщика. Мы обследовали кровлю, лифтовое оборудование и другие элементы дома. Те работы, которые нам под силу, мы уже выполнили. Там, где есть конструктивные нарушения, требуется значительный ремонт, он лежит в плоскости гарантийных обязательств застройщика.
- Конечно, со временем в здании появляются дефекты, - констатирует начальник ноябрьского территориального управления СК «ВИС» Дмитрий Сергеев. - Если выясняется, что это строительные недоделки, мы их устраняем. Дом был введен в эксплуатацию в ноябре 2013 года, и до следующей весны претензий к качеству работ компании практически не было. Но когда крышу начали очищать от снега, на некоторых участках возникло протекание. Люди просто неаккуратно выполняли свою работу и нарушили целостность кровли. На сегодня этот дефект устранен.
Прохудившаяся местами кровля – только верхушка айсберга. Жильцы перечисляют и другие неприятности, сваливающиеся на их головы.
- У нас проблемы начались вскоре после переезда, - рассказывает житель 106-го дома Тамара. – Очень быстро стали отваливаться плинтусы и уголки с окон. Стеклопакеты на балконе выполнены таким образом, что промерзают насквозь. Некоторые жильцы меняют их за свой счет, устанавливают «северный» вариант. У соседей линолеум стал расползаться и рваться, им пришлось его перестилать. Сначала все было красиво, но когда дом стали эксплуатировать, вылезла куча проблем. Похоже, во время строительства использовали самые дешевые материалы. Вот оно и сыплется! Квартира неплохая, и планировка нравится, но все эти недочеты портят настроение.
– У нас интересная ситуация с вентиляцией - она с первого дня работает в обратную сторону. Получается не вытяжка, а приток, - жалуется житель другой квартиры Светлана. - Из-за этого в помещениях появляется плесень. Стены промерзают, на окнах зимой образовывается наледь, из щелей дует. Это у всех. Проблемы не смертельные, но они есть.
- В доме выполнена естественная вентиляция, - вносит ясность в вопрос Дмитрий Сергеев. - Чтобы она правильно функционировала, в квартирах должен быть приток воздуха. Когда двери, окна и форточки плотно закрыты, система нормально работать не будет. А если ко всему включить вытяжку на кухне, из вентиляционного отверстия в санузле начнет дуть. Это элементарный закон физики.
С кого завтра спросим?
И еще один немаловажный вопрос есть у жителей дома. В нем, как и положено, стоят общие узлы учета потребляемых ресурсов. И в каждой квартире они есть. Но сдавать показания приборов, учитывающих расход теплоносителя, сейчас бессмысленно.
- Это продолжается с декабря прошлого года, - говорит Светлана. - Тогда нам сказали, что в квартире № 8 сломался счетчик, поэтому всем будут начислять по нормативу. Так и случилось. В июле мне выставили счет за отопление на 1 600 рублей. А радиаторы я отключила еще в марте. Вопрос: куда уходят эти деньги? В доме 400 квартир. Если с каждой летом берут такую плату, посчитайте, какой получается доход за несуществующую услугу. Может, это повод к тому, чтобы не наводить порядок в системе учета?
- Общедомовой прибор учета мы проверили, отрегулировали и сделали заявку, чтобы его повторно приняли в эксплуатацию, - поясняет Гоча Казиев. - Но действующие правила предоставления коммунальных услуг таковы, что если хоть один собственник из МКД не сдает показания индивидуальных приборов учета теплоэнергии, то данные общедомового узла не принимаются во внимание. И всем начисляют плату по нормативу, в том числе и летом. Сейчас оборудование не работает в трех квартирах, а дом стоит на гарантии.
- Обязанность содержать, эксплуатировать и поддерживать в работоспособном состоянии общее имущество собственников лежит на управляющей компании, - отвечает Дмитрий Сергеев. - Мы от своих договорных обязательств не отказываемся и будем устранять строительные изъяны. Для этого в Ноябрьске базируется бригада специалистов. Но она немногочисленная и все сразу сделать не может. Поэтому кому-то придется подождать исполнения своих заявок.
Гарантийный срок, который определен для новостроек, составляет пять лет. Для 106-го дома на Советской он закончится в ноябре 2018 года. После этого претензии к качеству конструкций, а также содержанию общего имущества собственники смогут предъявлять только своей управляющей компании, как бы она ни называлась, а равно и к себе.
ФОТО АВТОРА