Сегодня о социальном предпринимательстве не говорит только ленивый. СОНКО – новая аббревиатура прочно входит в обиход и расшифровывается как «социально ориентированная некоммерческая организация». С представителями НКО встретилась директор авторского агентства «Новые социальные и педагогические технологии» Ирина Осницкая.
Вызовы времени
– Это конгломерат бизнеса и благотворительности, – говорит тренер Осницкая.
Главная цель – решение возникающих в обществе проблем. Предприятия могут иметь различные формы хозяйствования – ИП, ООО, СОНКО, но доходы, прибыль и ресурсы, полученные в результате их деятельности, направляются на изменение жизни нуждающихся, или, как мы их называем, благополучателей. От чистой благотворительности такие организации отличаются использованием новых, часто нетрадиционных решений, свойственных предприимчивым людям.
От волонтерства к бизнесу
В обществе существуют идеи, которые могут изменить мир к лучшему. Можно, например, организовать досуг пожилых людей или гостиницы для передержки животных. Но вопрос в том, кто будет этим заниматься? И где взять средства на аренду помещения, покупку оборудования?
Чтобы найти решение, надо прежде всего обучить людей, провести их через курсы, бизнес-инкубаторы, и тогда свежая партия социальных предпринимателей будет готова. Это одна точка зрения.
Но есть и другая. Справиться со страхом в самом себе, поменять серую картинку в своем сознании на цветную, включить генератор преобразований… Облечь нечто туманное в совершенно конкретное. И только тогда наступит время образовательных курсов и программ.
– Я считаю, что обучение начинается тогда, когда возникает осознанное затруднение и, как следствие, осознанная потребность в конкретных компетенциях, – утверждает Ирина Осницкая. – Первой такой компетенцией становится умение проектировать деятельность. То есть ту же самую идею нужно подкрепить видением конкретных практических действий по ее реализации. Если человек открыт и готов делиться своим представлением об изменении мира, то вокруг него начинает расти круг друзей, единомышленников, которые, возможно, и не будут участвовать непосредственно в хозяйственной деятельности, но поддержат основателя проекта.
Коворкинг «Мамы-пуговки»
На Ямале таким примером является надымский предприниматель Людмила Куят и ее проект «Коворкинг «Мамы-пуговки» («коворкинг» – от английского co-working – «совместная работа»). Проект направлен на социальную поддержку женщин. Появился он как результат многолетней деятельности клуба семейного общения «Берегиня». Чем только не занимались в свободное от работы время инициативные дамы – йогой и фитнесом, посещали экскурсии и кукольные спектакли.
– Я поняла, что мы доросли до большего. Организовали фонд поддержки гражданских инициатив «Светлые лица», – рассказывает с экрана участникам семинара Людмила Куят. – Часть моих подопечных развивает направление декоративно-прикладного творчества, часть занята решением экологических вопросов. Например, мы организовали в Надыме пункт приема батареек. Есть у нас много других интересных задумок, мы еще в самом начале пути.
Люди попытались изменить свою жизнь. И у них это получилось. Сегодня на их примере учатся другие, и все больше активных граждан стремятся участвовать в процессе перемен. Они посещают семинары, составляют бизнес-планы, проектируют направления будущей деятельности. Государство готово оказать социальному предпринимательству полную поддержку: процесс этот двусторонний, и все желающие могут в нем участвовать.
– Сегодняшняя встреча – история про то, как найти друг друга, познакомиться и влюбиться. В дело, которым хочешь заниматься, в единомышленников, с которыми думаешь свернуть горы. Мы формируем общественный запрос. Нам еще надо съесть пуд соли, потренироваться падать и вставать. И я не прощаюсь, – эти слова Ирины Осницкой запомнятся нашим энкаошникам.
ФОТО ДМИТРИЯ АГАТИЯ