Рай и ад создают не Бог и Сатана, а люди

Нажмите для предварительного просмотра изображения
Фото: sv-gazeta.ru

Думаю, Библия ошибается, говоря, что человек создан по образу и подобию Божию. Вероятнее всего, он плоть от плоти дьявола.

Кошмар наяву

Существо, которое Творец поставил на высшую ступень эволюции, на деле является первым и наиболее опасным противником всего живого на планете и обесценивает саму жизнь. И в этом отношении человек примитивнее животного, потому что ни интеллект, ни разум, ни совесть, ни душа – ничего, что позволяет ему считаться венцом природы, не останавливает его от бесконечной череды кровопролитий. Об этом кинокартина Константина Хабенского «Собибор».
Она вышла в прокат в преддверии 9 Мая. Сюжет основан на реальных событиях, произошедших в 1943 году в нацистском концлагере «Собибор». Офицер Красной армии Александр Печерский сумел организовать восстание, благодаря которому на свободу вырвались свыше трехсот узников. Правда, выжить удалось не всем: фашисты нагнали и истребили больше половины беглецов. Порядка ста заключенных выдали фрицам польские крестьяне. Печерский и некоторые его соратники по восстанию спаслись, добрались до советских солдат и снова встали в строй. Если бы не они, свидетели тех трагических дней и событий, то зверства гитлеровцев канули бы в Лету, поскольку нацисты постарались замести следы своих преступлений: узнав о приближении наших войск, эсэсовцы сровняли Собибор с землей.

Смотри правде в глаза

За последние годы, к сожалению, наш кинематограф создал не так много фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. Львиная их доля, на мой взгляд, не идет ни в какое сравнение с лентами, выпущенными в советские годы. Но вот «Собибор» Хабенского я бы назвала исключением и рекомендовала к просмотру. В особенности молодежи.
Я намеренно взяла на сеанс своих детей, потому что они – потомки прадеда-фронтовика, а значит, должны смело смотреть правде в глаза. Заранее предупредила их, что зрелище может быть тяжелым, но выдержать его нужно. Чтобы знать, какой ценой досталась нашей стране победа. Чтобы понимать, насколько хрупок мир. И, главное, чтобы научиться беречь в себе человечность. Уже после сеанса из интервью Хабенского я узнала, что режиссер намеренно установил для картины возрастной ценз 12+. Считаю, он поступил абсолютно правильно.
«Собибор» – фильм действительно тяжелый. Но не потому, что изобилует кровавыми сценами, – их здесь нет. Он пронизан болью и трагедией. Практически с первых минут зритель погружается в атмосферу концлагеря и вместе с актерами-узниками испытывает на себе весь кошмар гетто. Нужно, наверное, быть иродом, напрочь лишенным чувства сострадания, чтобы не переживать из-за того, что демонстрировалось на экране. Вот на станцию прибыл поезд с евреями. Женщины, мужчины, старики и дети сходят на перрон. Гестаповцы улыбаются: мол, милости просим, всем найдем работу и обеспечим счастливую жизнь. Потом людей рассортировали. Многих раздели, обрили и отвели в «баню». Она была забита до отказа: человек сто стояли, прижавшись друг к другу. Помещение темное, тесное, лишь маленькое оконце сверху, а в нем – морда фрица. Через секунду из душа пошел газ, еще через пару секунд – гора трупов на полу. Следующий кадр: густой черный дым из трубы... Мурашки по коже и комок в горле – я закрыла глаза, дети отвернулись и заплакали, некоторые зрители склонили головы. В памяти всплыла фраза из прочитанного несколько лет назад очерка американского писателя Тода Штрассера «Волна»: «Слава богу, люди еще не придумали, как записывать на пленку запах. Хуже этого запаха нельзя было себе представить. Вонь от самого омерзительного из человеческих деяний была невыносимой».

Тварь дрожащая

Я не берусь судить, соответствует ли сюжет военной драмы фактам действительности, но, основываясь на информации из Интернета и просмотренных документальных фильмах о Собиборе, могу утверждать, что Хабенский не переврал историю. Впрочем, и детальной она не получилась, но, думаю, дотошность в данном случае и не принципиальна. Главное, что вскрыл своей работой режиссер (как и его советские коллеги по творческому цеху), – чудовищную суть нацизма и национализма. Когда раболепская психология попирает личность и индивидуальность. Когда единицы вершат судьбы миллионов и без зазрения совести убивают неугодных им – по прихоти или просто так. Когда в одной руке крест, а в другой – пистолет. Когда пристрелить человека – как муху прихлопнуть. Когда святое – это унизить, оклеветать, изувечить, подвергнуть пыткам, втоптать в грязь, сломить и надругаться.


Хабенский дал возможность зрителю прочувствовать все это. Особенно, как мне кажется, благодаря музыке в фильме. Пронзительная, напряженная, на разрыв, экспрессивная, наполненная трагизмом и печалью. Надо было слышать, как играли на скрипке евреи-заключенные во время шабаша фашистов. Никаких слов, только мелодия и сцена вакханалии – и весь ужас нахождения Человека в концлагере ты ощущаешь кожей.

Как стадо баранов

После просмотра «Собибора» память вновь и вновь возвращала меня к «Волне» Тода Штрассера. В основе очерка реальные события, произошедшие в 1970-х годах в калифорнийской школе. На одном из уроков учитель истории Бен Росс показывает детям фильм о концлагере. Чтобы донести до учеников основные принципы нацистского режима, педагог создает движение «Волна». Его идеология – калька «Майн кампф» Гитлера. Всего за несколько дней школа превращается в микрототалитарное сообщество, члены которого покорно следуют за своим лидером. Ситуация выходит из-под контроля, и Бен Росс едва находит возможность положить конец этому безумию.
Штрассер утверждает, что фашизм может возникнуть даже в самом благополучном обществе. Стоит только появиться идеологу-вождю – и стадо адептов потянется за пастухом, ничего вокруг не замечая и сметая все на своем пути. Так раболепская психология превращает массы в скотов. Почему же большинство немцев слепо следовали за меньшинством (нацистами) и не остановили зверства? Не замечали их? На этот вопрос Штрассер отвечает: замечали, конечно, но в грехах всегда тяжело признаваться. Легче закрыть глаза на правду. Тем более когда дорога лишь собственная шкура.
По моему мнению, фильм «Собибор», как и «Волна» Штрассера, – это своего рода предостережение для всех. В частности, для тех, кто мнит себя властелином мира и для достижения своих наполеоновских планов в качестве разменной монеты использует жизни тысяч людей.
А лагерь «Собибор», как и другие подобные ему конвейеры смерти, представляется мне своеобразным молчаливым метрономом. Он не издает звуков, но их все равно слышно. Хабенский позволил этому метроному зазвучать в кино, и, надеюсь, те, кто еще остается глух к чужой беде, услышат его стук и остерегутся повторять ошибки прошлого. Потому что, как справедливо заметил Бен Росс, «нужно всегда отвечать за свои действия и всегда спрашивать себя «А правильно ли я поступаю?» вместо того, чтобы слепо доверять лидеру. И никогда, слышите, никогда вы не позволите коллективу отобрать у вас права личности».

В ТЕМУ

«Есть в Польской земле места, которые являются символами страдания и низости, героизма и жестокости. Это – лагеря смерти. Одним из таких лагерей был Собибор. Ад, созданный человеческими руками… У заключенных практически не было шансов на успех, однако они не теряли надежды. Спасение жизни не было целью героического восстания, борьба велась за достойную смерть. Защищая достоинство 250 тысяч жертв, евреи одержали моральную победу. Они спасли свое достоинство и честь, они отстояли достоинство человеческого рода. Их деяния нельзя забыть, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью, когда вновь осуществляется геноцид. Собибор остается напоминанием и предостережением. Однако история Собибора – это еще и завет гуманизма и достоинства, триумф человечности».
(Из послания президента Польши Леха Валенсы участникам церемонии открытия мемориала в связи с пятидесятилетием восстания в Собиборе)

Фото с сайта cdn1.img.sputnik-news.ee 

  • Автор  Олеся Ридель
  •  
    По теме
    Выпускные классы определились с экзаменами Рассмотрение заявлений от ямальских девятиклассников для участия в государственной итоговой аттестации завершилось.
    JPG Файл - УМВД Ямало-Ненецкого АО 27 марта в рамках совместных профориентационных мероприятий в надымской полиции состоялась экскурсия для обучающихся младшего и среднего звена общеобразовательных школ города.
    УМВД Ямало-Ненецкого АО
    JPG Файл - УМВД Ямало-Ненецкого АО В рамках открытого урока «Разговоры о важном» заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России «Пуровский» майор полиции Фануза Ахатовна Мухаметкулова встретилась
    УМВД Ямало-Ненецкого АО
    Следствием установлено, что в августе 2023 года 33-летний житель Республики Башкортостан, находясь на трудовой вахте в одном из градообразующих предприятий Надымского района, тайно похитил мобильный телефон у своего коллеги.
    УМВД Ямало-Ненецкого АО
    Дружба в новых красках - Газета Полярный круг Испытания на знание традиций народов нашей большой страны На первом межрегиональном конкурсе «Самый дружный интеркласс», гостеприимной площадкой которого стал ЯМК, зрелищными выступлениями удивили команды школ из Салехарда,
    Газета Полярный круг
    Мы продолжаем знакомить вас с Героями Российской Федерации, которые приедут в Губкинский 5 - 6 апреля, чтобы принять участие в патриотическом форуме «Герои: от Руси до России».
    Город Губкинский
    Авиакомпания «Ямал» запускает акцию для ветеранов Великой Отечественной войны Марина Прохорова Фото предоставлено КП В преддверии Дня Победы авиакомпания «Ямал» запускает традиционную акцию для ветеранов Великой От
    Комсомольская Правда