На опубликованный в газете очерк «За романтикой на край света» («СВ» от 29.09.2017 № 37) пришел неожиданный отклик: нам написал Ромуальдас Римкус, который в январе 1978-го прибыл в поселок Ноябрьский и работал в СМП-329.
А дело было так
ЦК ВЛКСМ Литвы вручило девятерым парням и трем девушкам комсомольские путевки на работу в управление строительства «Тюменьстройпуть». 1 января посланники братской республики постучались в контору СМП. Там им выдали валенки, зимние костюмы «лесоруба», разместили в бамовском
домике-общежитии. Все это я узнала в разговоре с Ромуальдасом, а причина, побудившая его написать в редакцию городской газеты, была следующая.
– В газетной публикации о ветеране Севера Нине Юнусовой я прочитал ссылку: «30 августа 1978 года Тюменским облисполкомом было решено перенести строительство города Ноябрьск на 12 километров в район разъезда Ханто (на 213 километр железной дороги Сургут – Уренгой)». Мы, тогдашние путейцы из бригады Григория Волошина (СМП-329), узнали об этом намерении облисполкома раньше – в день укладки эстафетного железнодорожного звена. Узнали от журналистов и киношников, прибывших 20 мая 1978 года на митинг на станцию Ноябрьскую. Абсолютно всех, кто работал на станции, это известие огорчило и обескуражило. Ведь мы были уверены, что строим город, а оказалось… Но больше всего нас удивило то, что из-за ошибки проектировщиков начальство приказало забыть обо всем, что было на 201-м километре. Там, откуда и начался, по сути, город. При этом вся страна знала о первоначальном местонахождении Ноябрьска.
Не по щучьему велению
Прочитав письмо и внимательно рассмотрев присланные фотографии, я поспешила в городской архив. Его начальник Наталья Киселева опровергла упреки нашего далекого земляка, внесшего в строительство Ноябрьска свою лепту.
– Никто не забыл 201-й километр, и о дате прибытия первого поезда все горожане помнят. Павел Куприянович Петухов, начальник Строительно-монтажного поезда № 329, приехал на место будущего поселка 1 декабря 1976 года. Он-то и принимал впоследствии всех посланцев, комсомольцев-добровольцев. Петухов – почетный гражданин Ноябрьска, это звание городские парламентарии присвоили ему в 2003 году. Так что ничто не забыто, никто не забыт.
В подготовленном архивом сборнике «Воспоминания первопроходцев Ноябрьска» в разделе «1976» три страницы: рассказывают о тех временах сам Павел Петухов, бульдозерист Мехколонны-15 Леонид Тихомиров (МК-15 прибыла из поселка Мегион одновременно с передислокацией СМП-329), Анатолий Кашенко и Николай Котов – механизаторы. А вот страницы 1977-го уже выглядят потолще: воспоминания оставили восемнадцать первопроходцев. Историю Ромуальдаса Римкуса следует поместить в год 1978-й, там уже и газовики – ГПУ «Вынгапургаз» оставили заполненные анкеты. Поселок Ноябрьский мужал и рос.
Из воспоминаний Римкуса
«Я хочу рассказать о первом поезде, прибывшем на станцию Ноябрьскую. Один из пяти вагонов, отправившихся к нам из поселка Когалымский, был занят агитбригадой «Молодогвардеец». Так, по названию веселой команды, мы прозвали весь состав. Артисты отправилась с концертами к геологам, поезд остался ждать их возвращения. А чтобы вагоны не загромождали железнодорожный путь, мы установили стрелочный перевод: уложили рельсы согласно количеству вагонов.
На митинге, посвященном этому торжественному событию, играл духовой оркестр: строители были приглашены на концерт под открытым небом. После чего прозвучал призыв: «Вперед, на Уренгой!» У путейцев было еще много работы: зона ответственности СМП-329 простиралась до разъезда Чугу-Яха, это был 258-й км дороги».
Как это было, можно проследить по снимкам: спасибо Ромуальдасу за ценный архив.
P. S. Редакция «СВ» обращается к читателям: если кто-то пожелает поделиться воспоминаниями о строительстве города, журналисты будут рады. Вместе мы сохраним историю Ноябрьска для следующих поколений – наших внуков и правнуков.
ФОТО ИЗ АРХИВА РОМУАЛЬДАСА РИМКУСА