Ежегодно ученики, мечтающие о карьере полицейского, объединяются в кадетский класс в гимназии № 1. О своих воспитанниках и проделанной за первое полугодие работе нам рассказал куратор класса капитан внутренней службы Александр Захаров.
– Как вы проводили набор учеников?
– Сотрудники полиции курируют 10-11-е классы гимназии. Для того чтобы заинтересовать школьников города пополнить ряды кадетов, мы проводим дополнительно лекции для девятиклассников. Любой желающий может поступить в профильный класс, нужно будет только пройти небольшой психологический тест, который выявляет способности и личностные качества. Сразу скажу, что мы делаем акцент на успеваемость, на то, что ребенок не совершал административные правонарушения. Ну и главное – желание.
Мы рассказываем девятиклассникам, какие темы рассматриваются во время обучения, предупреждаем, что будет очень плотный график, масса различных мероприятий, и от ребят потребуется 101 % самоотдачи. Нынешний класс у меня очень большой – 31 кадет (обычно набиралось около 20), мальчишек и девчонок примерно поровну.
– Александр, кто ваши подопечные? Почему они приходят в кадетский класс?
– Что могу сказать про своих ребят? Они уникальные. Когда я пришел в этот класс, увидел, что у них глаза горят – это самое хорошее, что могло быть в первую встречу. Сильно порадовало, когда после вопроса, кто пришел сюда после моей лекции, много ребят подняли руки. Это показатель того, что мы не зря ходим по школам и рассказываем о плюсах кадетского класса.
Ребята достойные, им очень повезло с классным руководителем. Все разные: кто-то стеснительный, кто-то болтливый, гиперактивный… Но в целом они смотрят в одном направлении.
– Есть ли ребята, у которых родственники работают в полиции?
– Да, есть те, у кого родители – действующие сотрудники или ветераны МВД. Видимо, дети видели, как строилась карьера мам и пап, они стали примером. Но это не влияет на отношение к ребенку.
– Были ли случаи, когда ученик через некоторое время понимал, что кадетский класс – это не его?
– Да, такое было в моем первом наборе. Тогда не проводили анкетирование, и получилась сборная солянка. Уже на втором-третьем занятии понял по лицам нескольких человек, что они пришли сюда просто отсидеться. Но я считаю, что кадетский класс – это в первую очередь команда. Сейчас мои ребята очень сплоченные и ответственные.
– Среди других учеников кадетов сразу отличает форма. Как к этому относятся сами ребята?
– Благодаря ей у них есть некий статус, который, на мой взгляд, дисциплинирует. Когда кадет надевает форму, он уже чувствует ответственность, которая ложится на его плечи. Она добавляет ему в глазах окружающих некий авторитет. Форма у ребят как у действующего сотрудника полиции, ничем не отличается: есть лычки, погоны, шевроны с символикой России – все по-взрослому. И мы строго наказываем, если кадет нарушает положенное обмундирование. Смешение стилей одежды не допускается.
– Расскажите, как проходят ваши встречи.
– Начинается урок с общего построения и официального приветствия. Форма занятия зависит от того, что я хочу донести до ребят. Это может быть просмотр видеороликов, конспектирование нормативно-правовых документов. Моя задача состоит в том, чтобы они во всем разобрались. Язык юриспруденции очень тяжело воспринимается: можно прочитать две-три страницы, а суть заключается вообще в одном предложении. Для детей, у которых нет опыта, это очень тяжело.
У нас есть уроки криминалистики, на которых я показываю ученикам, например, как можно выявить следы рук на бумаге; занятия по физической подготовке, где упор идет на спецсредства и приемы, используемые полицейскими. Рассказываю различные истории из практики, организовываю встречи с ветеранами МВД, которые делятся своим опытом.
– В каких общественных мероприятиях кадеты принимают участие?
– Они посещают детские сады. Представляете, к детишкам приходят молодые стройные ребята в красивой форме, рассказывают про пожарную безопасность, правила дорожного движения. И малыши смотрят на них так, как мои кадеты – на меня. Перед Новым годом мы выезжали с представителем совета ветеранов к участникам Великой Отечественной войны, дарили им елки, продуктовые наборы. Много у нас проводится патриотических мероприятий, участвуем в разнообразных городских акциях. Сами кадеты уже вникли в эту работу, проявляют инициативу.
– Какие качества вы стараетесь прививать своим ребятам? Ведь многое в воспитательном плане зависит именно от наставника.
– Быть справедливым и рассудительным. Учу их не вешать на людей ярлыки, смотреть вглубь событий, давать объективную оценку ситуации. И они начинают задумываться. Нужно быть порядочным, начинать с самого себя.
– Был ли у вас повод для гордости за своих воспитанников?
– Гордость за них меня охватывает постоянно. Ребята идут в правильном направлении, я вижу, что они работают. Им было тяжело в первые два месяца обучения, тогда состоялось огромное количество различных мероприятий, профилактических и общегородских. Они не привыкли к тому, что нужно везде участвовать, готовиться к событию и выкладываться по максимуму. Но у них не сходят с лиц улыбки, глаза продолжают гореть – это самое главное, что можно получить в награду.
Олеся Корженевская, ученица кадетского класса гимназии № 1:
– Я мечтаю поступить в университет МВД с четырнадцати лет. В мае 2016 года Александр Захаров пришел в мою старую школу и сделал объявление о наборе учеников в кадетский класс гимназии. Я серьезно отношусь к учебе по такому профилю, это увлекательно, интересно, но в то же время сложно.
Мы участвуем в различных школьных и городских мероприятиях, акциях. У нас есть и дополнительное образование: хоровое пение, спортивно-бальные танцы и рукопашный бой. Комплексная программа позволяет получить хорошее образование и стать достойным гражданином России. За прошедшие месяцы учебы я еще больше утвердилась в выборе профессии. Очень довольна обучением и советую всем, кто хочет в будущем связать свою жизнь с полицией, поступать в кадетский класс.
Фото из личного архива Александра Захарова